Ресурсосберегающие технологии и их роль в обеспечении инвестиционно-строительной деятельности и комплексной безопасности (3)
Использование указанных отходов решает не только технологическую задачу, но что не менее важно, – экологическую и экономическую проблемы.
В этом ракурсе целесообразно остановиться на комплексном использовании золошлаковых отходов ТЭС с позиции экономической и экологической безопасности.
Применение указанных отходов в производстве строительных материалов позволяет уменьшить или устранить нежелательные последствия промышленной деятельности на окружающую среду и одновременно с этим решить социальные задачи – обеспечение жильем и общественным фондом.
Проблема эта не новая и в большей части разрешимая, но применительно к нашим условиям, требующая пристального внимания. Мировой опыт утилизации теплоэнергетических отходов в строительстве указывает на использование в разных странах от 35 до 70% их выхода. В России за последние десятилетия использование золошлаковых отходов снизилось примерно на 30% и сегодня составляет не более 5% их выхода. Эти отходы составляют около 0,5 млн т на 1 млн кВт мощности ТЭС в год.
В отвалах скопилось огромное количество золы и шлака. Заняты земельные угодья, наносится вред окружающей среде, затрачиваются огромные людские и денежные средства на содержание этих отвалов. Вместе с тем зола и шлаки являются уникальным сырьем для производства многих строительных материалов: клинкерных и бесклинкерных вяжущих веществ, мелкого заполнителя для ячеистых мелкозернистых, тяжелых и песчаных бетонов, сухих строительных смесей, искусственных заполнителей бетона и др. В то же время применение указанных техногенных отходов недопустимо без жесткого контроля активности естественных радионуклидов в соответствии с требованиями ГОСТ 30108-94.
С учетом современных темпов строительства и высоких требований по долговечности и экологической безопасности к сооружаемым объектам назрела объективная потребность в более эффективных бетонах и вяжущих веществах. Сегодня уже не является достаточным использование традиционных цементов и гипсовых вяжущих веществ. Нужны высокопрочные быстро- и сверхбыстротвердеющие цементы. По такому пути уже пошли многие иностранные строительные фирмы.
Использование подобных цементов позволяет значительно сократить сроки монолитного строительства, резко сократить или совсем отказаться от тепловлажностной обработки бетонных и железобетонных изделий в заводских условиях. Это один из эффективных путей снижения стоимости изделий и строительства в целом.
Такие цементы разработаны московскими учеными и даже опробованы в заводских условиях. Однако они по целому ряду причин не находят пока должного применения, что негативно сказывается на экономической стороне вопроса.
Проблемным остается вопрос замены обычного цемента, как самого тяжелого и энергоемкого компонента бетона, более легким, но не уступающим по эксплуатационным свойствам нового вяжущего. Это позволит не только снизить массу бетона, но и повысить его прочность и другие свойства.
Следует принимать во внимание и учитывать то обстоятельство, что традиционный портландцемент за все время эксплуатации бетонного изделия (сооружения) вступает в реакцию с водой всего лишь на 50–60% от его массы. Следовательно в бетоне мы имеем около 40–50% «замурованного» цемента, так и не вступившего в гидратационные процессы. А это не только лишний вес изделия, но и затраченные человеческие и материальные ресурсы.
В скором времени метро Нижнего Новгорода получит новую линию. Она носит название Сормовско-Мещерской. При прокладке данной ветки, метростроевцам предс...